Сегодня
Главная  Новости  Статьи  Задай вопрос Ане 
  <
последние   



поиск   
Расширенный поиск



Статьи   

взгляд на мир глазами студентов


Реклама:
Каким будет образование?
1111112auth

С недавних пор в средствах массовой информации то и дело появляются публикации, рассказывающие о предстоящих изменениях в образовательной системе. По большому счету, мало кто представляет, в чем они за-ключаются и чем обернутся для рядового учащегося школы или вуза. А принимая во внимание опыт последней инициативы законодателей – монетизации, легко понять тех, у кого предстоящая реформа вызывает волнение. Ведь все изменения, которые могут произойти, в первую очередь испробуют на себе именно студенты.

Вузов поубавится
Один из главных тезисов обсуждаемых изменений – сократить число государственных вузов. Предполагается, что вместо трех тысяч университетов, существующих сейчас, останется лишь шестьсот вузов федерального уровня (по данным «Российской газеты»). Остальные вузы переведутся на самостоятельное финансирование. Это нужно для того, чтобы повысить качество образования: «Если все университеты соответствуют высокому уровню, дают качественное образование, пусть они существуют, но ведь проблема-то в другом. С расширением количества вузов падает их качество», – считает министр науки и образования РФ Андрей Фурсенко. Благое намерение может обернуться, по мнению противников реформы, приватизацией целого ряда учебных заведений и, соответственно, сокращением бюджетных мест и практически повсеместным платным обучением.

Исследования, проведенные Всероссийским центром изучения общественного мнения(ВЦИОМ), показывают, что респонденты отмечают негативные последствия этой реформы: рост стоимости получения высшего образования (43% ответивших), рост безработицы среди молодежи (19%) и нехватку специалистов в отдельных отраслях экономики (15%). Реже отмечаются вероятные позитивные результаты – повышение качества подготовки специалистов (17%), сбалансированность спроса и предложения специалистов на рынке труда (16%).

Отучился – отработай
Другой горячо обсуждаемый вопрос – нужно ли вводить такую систему, при которой свежеиспеченный выпускник вуза должен будет вернуть государству или отработать деньги, потраченные на его обучение в вузе. К примеру, студент-бюджетник, получив диплом, должен будет три года отработать там, куда он попадет по распределению.

По данным ВЦИОМ, большинство россиян вполне лояльно относятся к идее государственного заказа на подготовку специалистов – за это высказались 44% опрошенных. Еще 38% высказываются за смешанную систему, при которой есть и госзаказ на специалистов, и возможность получать образование, какое человеку хочется, а затем самому искать себе работу. 10% полагают, что госзаказа быть не должно.

ЕГЭ, ГИФО и все-все-все
Еще один тезис предусматривает, что плата за высшее образование будет определяться для каждого студента индивидуально – в зависимости от набранных им баллов на ЕГЭ. Предполагается, что выпускники, на-бравшие на едином экзамене от 80 до 100 баллов, будут учиться бесплатно. При сумме баллов от 60 до 80 придется оплатить 30% стоимости обучения, остальное вузу перечислит государство в виде Государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Чем меньше баллов набрано на ЕГЭ, тем больше платит студент.

В образовании все спокойно
Проблемы в нынешней системе образования, безусловно, существуют, и с этим согласны практически все. Действительно, сейчас студенты имеют ограниченный доступ к научной работе, так как университеты и наука разделены. Кроме того, принятая во многих так называемых развитых странах система многоуровневого образования (бакалавриат, магистратура и т.д.) распространена далеко не во всех вузах России. Приятно заметить, что НГТУ в этом смысле можно назвать продвинутым университетом: система подготовки бакалавров, инженеров и магистров существует в нашем вузе уже давно. К тому же ни для кого не секрет, что в других странах российский диплом приходится подтверждать, чтобы доказать качество образования. Или, как сейчас принято говорить, «дипломы выпускников российских вузов имеют низкий рейтинг на международном рынке образования». Похоже, в новом веке недостаточно вспоминать образовательную школу Советского союза и повторять, что «наше образование – самое лучшее в мире».

Ведущие математики мира, наши бывшие соотечественники, обратились к ректору МГУ В.А. Садовничему со словами: «Спасибо российским университетам за то, что спасли нашу систему образования. Ни в коем случае не доведите ее до американской». Такие слова, конечно, вселяют гордость за наши университеты. Хочется надеяться, что предлагаемые правительством изменения не будут проходить по формуле «хотели как лучше, а получилось как всегда». «Энергия» будет следить за развитием событий.

Возможные изменения в системе образования комментирует ректор НГТУ Анатолий Сергеевич Востриков
– Как вы относитесь к со-кращению числа государственных вузов и изменению их статуса?
– Сейчас разные люди высказывают разные взгляды. В 2005 году все государственные вузы получили бюджетные обязательства государства. И у всех увеличение бюджетного финансирования минимум на 20%. У всех сохранено то же самое количество бюджетных мест. И в 2005 году никакой вуз не предполагается закрывать.
Государственные вузы как они есть – они остаются на ближайшее время, а если какой-то государственный вуз за-кроют, значит, на то будут причины: там, может быть, низкое качество образования. Также не предполагается передавать вузы на региональное бюджетное финансирование.
– Что вы думаете о перспективе введения отработки денег, потраченных государством на обучение студентов на бюджетных местах?
– Я отношусь к этому отрицательно, это возврат к старой советской крепостной системе. Давать образование – это социальная забота государства. Считаю, что это вряд ли будет принято.
– Предлагается ли усилить университетский сектор науки?
– Университетский сектор науки – это самое больное место во всем реформировании. И вместе с тем – самое важное. Именно университетский сектор науки обеспечивает качество образования в университете. Его нужно усиливать, а у нас в России он откровенно слабый.
– Что необходимо, чтобы изменить ситуацию?
– Для этого требуется сделать равно-правным финансирование наряду с другими научными организациями. А у нас сейчас явно неравноправно. Вузы получают примерно 7% научного бюджета страны, в то время как в них работают 75% ученых.
– По каким пунктам реформы Совет ректоров России не согласен с проектом правительства?
– Таких пунктов нету. Потому что все изменения, которые правительство предлагает, предварительно десять раз согласованы с Российским союзом ректоров. Обычно у правительства идут долгие споры с Госдумой. С ними могут быть конфликты. А правительство вносит те предложения, которые действительно много раз обсуждались с нами на разных заседаниях.

Статья опубликована в «Энергии» №16 (152) от 10 февраля 2005 года.

Добавить комментарий:
Твоё имя:
E-Mail:
Твой комментарий:

Смотреть мнения других читателей


внимание!   
Если ты заметил ошибку на этой странице, пожалуйста, выдели ошибочный текст и нажми CTRL+Enter. Cообщение об ошибке будет автоматически отправлено администратору сайта.
 
NGS banner network

Реализовано с помощью системы веб-публикаций
Интернет-портал "Энергия из эпицентра студенческой жизни".
Cтуденческая газета "Энергия" .
630092, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, д.20, корп. II, комн. 639. Телефон редакции: 346-40-16.
Использование материалов данной страницы возможно только с разрешения редакции студенческой газеты "Энергия".