Сегодня
Главная  Новости  Статьи  Задай вопрос Ане 
  <
последние   



поиск   
Расширенный поиск



Статьи   

взгляд на мир глазами студентов


Реклама:
Студент и преподаватель – кто кого
12auth

Каждый из нас наверняка пробовал пакостить школьному учителю. Например, подкладывать булочки в сменную обувь. Иногда школьные «забавы» продолжаются и в университете. Однажды на АВТФе, когда преподаватель входил в аудиторию, весь поток вставал и аплодировал несколько минут. После пятого раза преподавателю пришлось писать докладную. Другого научного сотрудника НГТУ прозвали «желудком» за его пристрастие все время что-нибудь есть. А потом целая группа устроила на лабе своеобразный флэш-моб – все синхронно начали жевать посыпные калачи. Крику было много после этих шуток. Но если студент обрезает провода на всем этаже, где находится его «лабораторка» из-за того, что не сдал зачет, это уже серьезно. Зачастую непонимание студента и преподавателя может перерасти в конфликт, который разрешается отнюдь не шутками друг над другом.
Недавно на одного из преподавателей технического факультета НГТУ двое неизвестных напали с ножом в его же подъезде (имя пострадавшего и название факультета «Энергия» по понятным причинам не разглашает). Преподаватель подозревает своих студентов. Подобные случаи, к сожалению, бывают и не только в нашем университете.

Свесим за ноги с моста


Что же должен сделать преподаватель, чтобы студенты захотели его побить? На эту тему я решила поговорить со студентом того самого факультета, где произошел инцидент. Сделаю оговорку, студент не слышал об этом происшествии, и среди обсуждаемых нами преподавателей нет пострадавшего от ножа.
– На моем факультете есть преподаватель, которого как-то давно избили студенты. Как преподаватель он полный ноль, но со студентов требует так, что мало не покажется. Однажды на какой-то энной пересдаче завалил почти всех. А после того, как в особо циничной форме он завалил девчонок, молодые люди очень расстроились и «случайно» встретились с ним на Коммунальном мосту. Свесили за ноги за ограждение и сделали внушение, после чего преподаватель стал ходить с газовым баллоном и сделался еще дурнее: стиля преподавания и терпимости к студентам не изменил.
– А студенты не пробовали решать проблему мирным путем?
– Естественно, пробовали. Но этот преподаватель ведет на первом, максимум – на втором курсе. А что первокурсники знают о мирных путях? Проблема в том, что другому преподу они бы тоже не сдали, так как этот ничему их не способен научить. Мой одногруппник недавно чуть не раскроил голову одному преподавателю с кафедры – благо вовремя удержали. С тем, что препод некомпетентен, согласны все – и студенты, и преподаватели с кафедры – в явной или неявной форме. И деканат – тоже согласен. Именно поэтому он больше не ведет на нашем направлении, только читает спецкурс. В основном, кстати, все известные мне конфликты рождаются от того, что преподаватель некачественно дает свой предмет.
– Ты бы пошел бить своего преподавателя?
– Нет, конечно. Я ищу, так сказать, самые приятные и безопасные пути. Мордобитие – неэффективно и небезопасно. Я не понимаю этой своеобразной вендетты, если она сводится к банальному причинению физического вреда и страданий. Однажды я с небывалым самообладанием доказывал преподавателю (тому самому, которому чуть по голове недавно не настучал одногруппничек), что задача решена верно. Делал я это совершенно спокойным голосом в течение получаса. Когда я предложил пойти на кафедру высшей математики, а он отказался, я сказал: «В таком случае, я считаю вас подлым трусом». Это услышал заведующий кафедрой, подошел, спросил в чем дело. Ему было сказано: «А кроме того, я считаю, что он предвзято относится ко мне при выставлении оценок». Завкафедрой хмыкнул, взял мою задачу, посмотрел и сказал мне: «Так ведь вы совершено правы, все решено верно», отдал листок преподавателю и ушел. В общем, как раз со следующего года этот преподаватель и не вел больше предмета на нашем направлении.
– По-твоему, люди, которые кидаются с кулаками на преподавателя, недалекого ума?
– Не думаю, они просто не совсем уравновешенные.

Мой принцип правильнее


Избиение преподавателя не всегда признак неуравновешенности. Как считает Андрей, выпускник ФПМИ, это скорее следствие своеобразных моральных принципов, а по нашему мнению, отсутствия оных. Вот если бы студенты набросились на преподавателя в аудитории, то, наверное, это был бы признак неуравновешенности, вспыльчивости. А так вроде все по классической схеме разборки – подошли, поговорили и, может быть, побили.
– И какие же это такие своеобразные моральные принципы? Типа мы правильные пацаны?
– Что-то вроде того. Хотя это может быть просто месть. Был у нас преподаватель, который, когда студент что-нибудь не знает, начинает улыбаться. Неприятно становится. Да еще и обидно, когда оценки сильно разные – кому-то «4», а кому то «2»: вроде как «вы не соответствуете». Мог бы просто двойку поставить, а он так не всегда умеет – проскальзывает на его лице какая-то ухмылка, что ли. Сам он кандидат, доцент, то-се – мозг ходячий. Вот и «прет» его от осознания этого факта. Поэтому его и побили однажды. Да и лет ему немного, меньше 30 вроде бы. На преподавателей в возрасте, наверное, рука не поднялась бы, даже при таких условиях. Получается, что побить своего преподавателя – довольно обычное дело для некоторых людей. И страшного в этом ничего нет. «Сам виноват, напросился, а незачем было заваливать меня столько раз», – скажут многие, даже не задумавшись над тем, что преподаватель – человек, которого по определению нужно уважать. В конце концов, он тоже учился, тоже что-то сдавал и пересдавал. После разборки студент придет на пару и будет спокойно смотреть ему в глаза, видеть следы синяков и продолжать быть уверенным в своей правоте. Да, возможно, преподаватель был несправедлив. Но элементарное уважение к человеку старше и умнее тебя в какой-то области должно присутствовать. Всегда есть мирный способ решения проблемы, которым можно воспользоваться, не опускаясь до уровня дворовых мальчишек, которые доказывают свою правоту кулаками. «Пацанячий принцип» в университете – не норма поведения.

За преподавателями тоже «следят»


Подобные истории не всегда доходят до сведения деканатов. Преподавателю может быть просто стыдно от того, что его избили, а студенты думают, что им никто, кроме их кулаков, не поможет. Проще подловить преподавателя и устроить разборку, чем бегать в деканат или собирать подписи одногруппников. Ведь может получиться как в том случае, когда преподаватель ничему не научил студента, и поэтому создание специальной комиссии для сдачи предмета не поможет. Хороший конструктор вовсе не обязательно хороший учитель. Тем не менее, он работает в вузе и обучает студентов, которые потом жалуются, что не понимают предмет, потому что преподаватель не умеет преподавать.
Наверное, никто из студентов не догадывается о том, что за качеством деятельности преподавателей тоже «следят». Каждые пять лет все преподаватели проходят «аттестацию» путем специального анкетирования студентов. Оно содержит вопросы, косвенно относящиеся к преподавателю, вроде: «занимаешься ли ты на лекции посторонними делами или нет», «задаешь ли ты вопросы преподавателю», «можешь ли выделить главное в курсе». То есть сами по себе эти вопросы не приводят к непосредственным оценкам преподавателей, хотя и имеют к ним отношение. Прямая же оценка качества работы преподавателей в нашем университете не проводится, то есть у студентов не спрашивают, считают ли они преподавателей достаточно знающими свой предмет. Профессор кафедры оценки качества образования Галина Борисовна Скок говорит, что культура оценки не сложилась в нашем обществе – мы не доросли до уровня хотя бы Японии, где чучела начальников выставляют в отдельной комнате, и их могут бить подчиненные. После чего определяется, насколько хорошо работает начальник. Каждый раз в отделе качества проходят беседы с преподавателями, пытаются помочь преподавателю что-то изменить, найти в себе новые силы, новые подходы. Галина Борисовна считает, что «взрывы и революции в образовании вредны: путь совершенствования учебного процесса должен быть длинным. Эмоциональный настрой можно быстро улучшить, правда, уже на другом потоке – там, где студенты еще не работали с этим преподавателем. А вот над организацией учебной деятельности нужно хорошо и долго работать. Бывает, что студенты жалуются на преподавателя в деканат и просят их проанкетировать. Понятно, что здесь нужна уже другая система. Сейчас мы вводим вторую анкету, что довольно непросто».
Сложно судить в общем. В каждой конкретной ситуации свои правые и виноватые. Некоторые преподаватели очень требовательны к студентам – пытаются заставить недобросовестных несмотря ни на что выучить предмет. Если преподаватель идет на принцип: «не могу поставить даже тройку за халатное отношение к учебе», нам необходимо принять этот это условие и не искать компромиссов. Ведь преподаватели стараются хоть что-то донести до нас: мы пришли получать высшее образование, поэтому и мыслить должны по-научному. А с недостойным, по мнению студента, преподавателем нужно разбираться не в темном переулке. Дико, что мирный способ решения проблемы иногда не первым приходит в голову молодого человека.
Избирая такой путь, студенты часто вредят самим себе. Во-первых, потому что преподаватель такого никогда не простит и будет прав в любом случае. Во-вторых, в деканате могут узнать и отчислить студента, а то и привлечь к уголовной ответственности. Гораздо более эффективный способ – собрать подписи и сходить к декану, вежливо и сдержанно поговорить. Если и такой способ не помогает, есть проректор по учебной работе, ректор, на худой конец, – суд, огласка конфликта в СМИ. Пытаться отстаивать свои права нужно законным способом. А поднимать руку на своего преподавателя – последнее дело.

Статья опубликована в №3 (139) "Энергии" от 22 сентября 2004 года

Добавить комментарий:
Твоё имя:
E-Mail:
Твой комментарий:

Смотреть мнения других читателей


внимание!   
Если ты заметил ошибку на этой странице, пожалуйста, выдели ошибочный текст и нажми CTRL+Enter. Cообщение об ошибке будет автоматически отправлено администратору сайта.
 
NGS banner network

Реализовано с помощью системы веб-публикаций
Интернет-портал "Энергия из эпицентра студенческой жизни".
Cтуденческая газета "Энергия" .
630092, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, д.20, корп. II, комн. 639. Телефон редакции: 346-40-16.
Использование материалов данной страницы возможно только с разрешения редакции студенческой газеты "Энергия".